Посмотрел сегодня видео рассказ о тракторе МТЗ-50 от Зенкевича, решил было написать комментарий под видео, но меня понесло — получился целый пост, вспомнил, как я в шкуре тракториста побывал.
По настоящему!
Надоело мне как-то бегать за трактористами, чтобы они мне землю для питомника обрабатывали. Купил я себе тогда МТЗ-50, лет 12 назад это было. Привезли его из Германии, а точнее из восточной ее части.
Мой брат, Юрий (на фото в самом верху, у него опыт и права были) пригнал мне его из Паневежиса своим ходом, а это 300 км. со скоростью 29 км/ч!
Экспортный вариант, модернизированный, красный, 1978 года выпуска.
Электрический стартер.
Даже свечи накала были на каждом цилиндре, благодаря чему, довольно легко заводил его с аккумуляторов даже в 15 градусный мороз! Блок двигателя уже Д-240, но голова от 50-ки. Воздушный компрессор для тормозной системы прицепа.
Вобщем, получается, что для «врага» делали и комплектовали намного лучше….
Опять же не пристало немцу, (даже советскому!) шмурыгалкой шмурыгать. (О шмурыгалке ниже расскажет Зинкевич.) Состояние, на такие годы, идеальное — немцы катались все-таки!
До того никогда на трактор не садился. А тут плуги, культиваторы, прицепы… Интересно — жуть!
Оказалось, что плуги хорошо настроить — дело довольно хитрое! Это в современных тракторах кнопочки да джойстики. Пока научился регулировать, ох и напрыгался из кабины да в кабину.
Но когда целый день на нем попахал, да покультивировал….
Домой придешь, а в ушах звон и гул, в руках дрожь, уже лежишь в постели, а такое впечатление, что руль все еще в руках – они продолжают вибрировать. Усталость неимоверная.
Тогда я вспомнил, запах моего отца, по возвращении его с работы и понял, а вернее ощутил на собственной шкуре, насколько тяжкий был труд тракториста. Годы работы, изо дня в день на такой технике здоровья ему не добавляли и теперь не добавляют никому.
Учтите, что рулевая тяга у МТЗ-50 прикручена прямо к двигателю и вся вибрация двигателя через руль, без какой либо амортизации, бьет прямо по рукам и суставам до самых плеч. Вес у меня небольшой, поэтому, чтобы выжать сцепление, приходилось упираться руками в руль, и, привстав с «седушки», со всей силы давить на педаль. Так же и с тормозами. Усилитель стоит только на руле, но хороший — руль крутить довольно легко.
В то время я еще «употреблял» и прекрасно понял, трактористов былых времен. Дело в том, что все намного легче переживается: и тряска, и вибрация, и грохот, и пыль и жара, когда у тебя с собой есть «средство». Глотнешь и опять летишь по борозде – пыль нипочем!
Да и запеть можно…
Но все это временно, ведь утром опять все заново. А средство каждый день употреблять, сами знаете, дело опасное – можно привыкнуть. Опять же, когда его нет и нет возможности тут же заполучить – то все вибрации начинают ощущаться вдвойне.
Или втройне.
Пока не примешь….
Хотя, справедливости ради, пожалуй надо сказать, что дело здесь не во временах и не в старой технике, ведь в любое время можно найти себе вибрации и прочие неприятные ощущения, которые можно, хотя и временно, но приглушить алкоголем.
Думаю, что в 60 годы это была вполне совершенная техника. Через лет 50 над современными нам машинами тоже, наверное, смеяться кто-то будет….
А сохранить его ОЧЕНЬ долго в рабочем состоянии дело нехитрое – он же прост, как топор! Просто здесь нужен толковый, хозяйский или «немецкий» подход к технике, которым лично я совсем не «страдаю».
В общем, купил было шумопонижающие наушники, хорошие перчатки… да и продал технику вместе со всеми причендалами. О чем теперь немного жалею…. Было бы классно на нем еще покататься. Но только покататься – не работать (упаси господь)!
А вот и видео рассказ о тракторе МТЗ-50 от Зенкевича:
Ваши мысли о статье: